Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Как научить ребенка порядку. Отчет об эксперименте

Автор: | Рубрика: Отчеты о моих экспериментах, Счастливая мама

porjadok_v_detskoyАккуратность, самостоятельность, навыки самообслуживания – эти качества многие мамы-участницы марафона “Счастливая мама” назвали в качестве важных для счастливого будущего ребенка и чувства глубокого удовлетворения самой мамы. Но даже если не забегать далеко вперед, любой маме приносит огромное удовольствие, когда ребенок убирает за собой игрушки,  и если не любит, то хотя бы ценит и поддерживает тот порядок, который создают другие члены семьи. 

В нашей семье дела с порядком обстоят не ахти как соответственно моим приоритетам в жизни. А там порядок стоит не на первом месте, но и не на последнем. Для меня принципиально важно находить вещи в течение 2 секунд, поэтому структура в моем доме достаточно строгая, понятная  и всеми поддерживается. Генеральную уборку делает уборщица раз в две недели. А вот все остальное – это по мере потребностей и возможностей, которые не всегда друг с другом совпадают. Иногда важнее уложить детей спать и протянуть ноги на диване заняться своими важными делами. Наверное поэтому я в какой-то момент упустила вечернюю уборку детьми, хотя когда они пошли в садик, мы регулярно убирали и дома перед сном. В последнее время все чаще и чаще замечаю, что , что лежать вечером на диване заниматься своими важными делами вечером гораздо приятнее, когда дома все чисто и прибрано. Поэтому на этой неделе я решила приучить себя своих детей наводить порядок вечером перед сном. Задача не такая простая, так как я хочу использовать только позитивные методы, чтобы не сформировать у детей болезненную нелюбовь к уборке. Возможно ли это? Проверим.

 

Понедельник

sova-timer- Дети, — говорю я решительным, но в то же время мягким голосом, — с сегодняшнего дня мы будем каждый вечер убираться перед сном: книжки, игрушки, бумажки. А помогать нам в этом будет весёлая сова.

Я достаю с холодильника заранее купленную сову-таймер. Дети с интересом смотрят то на сову, то на меня – опять у мамы какой-то эксперимент.

- Видите какие у неё большие глаза, – говорю я, – это для того чтобы видеть, всё ли вы убрали. А ещё у совы внутри есть часики и, чтобы вы не устали от уборки перед сном, она засекает ровно 5 минут. Начинаем прямо сейчас.

Завожу сову на 5 минут. Дети тут же начинают бегать по комнате, собирают игрушки, бумажки, раскладывая их по своим местам. Я помогаю им – благо, кухня уже убрана. Не понадобилось и 5 минут! И из-за этой ерунды у меня частенько вечером портилось настроение! – размышляю я.

Звенит звонок.

- Время вышло, – говорю я. – Теперь сова посмотрит, всё ли вы убрали.

Я с совой летаю над полом.

- Все чисто. Сова довольна. Но сова – очень мудрая птица. Она знает, что дети не только в большой комнате играют, но и в своей. И, конечно, ей хочется посмотреть, прибрано ли там.

- Упс, — говорит Саша смущенно и бежит по лестнице наверх. Даня — за ним.

- Не волнуйтесь, сова сегодня добрая – она дает вам 5 минут на уборку.

Хватило и трёх, чтобы все раскидать по своим местам.

После этого сова пристально следила за тем, как дети чистили зубы и намывали раковину. Эксперимент начался замечательно!

 

Среда

Во вторник сова осталась без дела. Дети были целый день в саду, потом на плавании — насорить не успели, зато в среду сова глазам своим большим не поверила — как можно за каких-то два часа превратить квартиру в такое! Очень хочется поругаться на детей, но мысль о том, что убраться можно за пять минут, если, конечно, все дружно возьмемся, успокаивает.

- Все устали, все хотят спать, и только сове не спится! — я достаю зеленую помощницу. — Сова снова прилетела к нам, чтобы проверить, чисто ли у нас?

- Ну я тогда, пожалуй, не буду ей мешать. У каждой птицы должна быть своя территория, — говорит муж и, размахивая руками-крыльями, удаляется наверх в спальную.

Сова провожает мужа недобрым взглядом и обращается к детям.

- Добрая  сова дает нам пять минут, чтобы прибраться. Время пошло!

Саша начинает носиться по комнате, убирая игрушки и мусор, послушно выполняет мои просьбы. Даниель лежит на полу и наклеивает свинок Пепа в альбом.

- Даниель, сова все видит, все замечает! В конце недели она принесет два подарочка, но только тем, кем она будет довольна.

Даниель невозмутимо наклеивает дальше.

- Даниель, — возмущается Саша, — сова тебе ничего не принесет, — будешь потом реветь!

Даниель неторопливо встает и начинает неохотно помогать. За пять минут мы убираем не только комнату, но и сад — раскладываем вещи на место. Сова дает короткий звонок.

- Теперь посмотрим, — Саша вместо меня берет в руки нашу большеглазого ревизора. — Так, мама не убрала свои книги со стола, нехорошо, — Саша качает головой совы. — И пол не очень чистый.

Я и не думала, что сын все замечает!

-       Так, сова права, — завожу таймер еще на пять минут. — Сова дает вам время, чтобы почистить зубы и переодеться. А я тут за это время пропылесосю.

Раньше бы ни за что не стала заниматься этим вечером, а сейчас даже какое-то вдохновение нашло.

Через пять минут (оказывается, столько нужно, чтобы избавиться от навязчивой мысли, что пол нужно пропылесосить), поднимаюсь наверх.

- Уух, уух, уух — повторяю я, — сова летит смотреть, почистили ли дети зубки и переоделись ли. Действительно! Все сделано!

После чтения Саша просит оставить сову, чтобы она за ними присматривала, а Даниель, наоборот, не хочет.

- Тогда я ей один глаз закрою — им она на Даниеля смотреть не будет, с левый открою — им она за Сашей приглядывать будет.

Дети, удовлетворенные, засыпают. А я спускаюсь вниз и окидываю взглядом чистую комнату и кухню. Вот это сова! Вот это помощница!

 

Четверг

Восемь вечера — время идти спать, но я пообещала научить старшего сына делать кораблики из бумаги. Всегда стараюсь поддерживать его увлечения, но стоит ли в восемь вечера, когда муж уже давно ждет наверху, чтобы почитать детям на ночь? Сова посматривает искоса — про нее сегодня еще никто не вспоминал.

- Вот, уже получается! — говорю я, глядя на кораблик в руках сына. — Остальное завтра!

- Мама, но я еще кинжал из бумаги хочу научиться делать! — возмущается Саша.

- Завтра! Смотрите, сова уже все глаза проглядела — пора убираться!

Завожу таймер на пять минут, и ставлю сову на край стола.

- Ууу, — отвечает Даня, что означает — он сегодня в эксперименте не участвует.

- Сова сейчас рассердится! — говорю я, показывая на нее. Ноль внимания. — И не только сова! Быстро убираться!!!

Не думала, что уже на четвертый день придется помогать сове…

Дети убираются неохотно, также неохотно чистят зубы и переодеваются.

- Сова сегодня вами не очень довольна, особенно Даниелем. Теперь она так постоит.

Поворачиваю сову задом к детям, но их, похоже, это не сильно волнует. Неужели пришел закат моей замечательной идеи с совой и всего эксперимента?

Через полчаса захожу, чтобы проверить, спят ли малыши. По грохоту, доносящемуся из комнаты, понимаю, что выдаю желаемое за действительное. Открываю дверь — на полу с полсотни бумажных самолетиков и еще столько же бомбочек — вышедших из употребления самолетиков, скрученных в плотный комок. Идет настоящая война.

- А я думала, вы спите, — я стараюсь не сердиться — все равно бесполезно. — Нужно спатеньки. Завтра доиграете. Направляйте самолеты на аэродром. Сова будет диспетчером. Первый пошел, второй, третий…

Детям идея нравится, они послушно складывают самолеты в картонную коробку под пристальным оком мудрой совы. Целую детей на ночь и ухожу, оставив сову снова присматривать за детьми. Опять помогла.

 

Суббота

С пятницы авторитет совы безповоротно снижается и реанимировать его не удается. Только услышав после ужина о сове, дети морщатся.

-       Мы больше не хотим сову! — говорит Даниель.

-       Она нам надоела, — соглашается Саша.

- Отлично, будем убираться просто так, — отвечаю я.

Мне даже нравится такой поворот событий – не буду же я постоянно прикрываться совой. Но радость моя преждевременна — дети бойкотируют не просто сову, а всю уборку, весь эксперимент! Обдумываю, как спасти ситуацию, когда Даниель просит меня что-нибудь купить в его игрушечном магазине. Здесь вы можете приобрести коляски и автокресла, а у нас ассортимент немного уже, но для игры вполне хватает.

- Конечно, — отвечаю я, — но только если ты мне после этого поможешь убраться.

Даниель радостно кивает – после того, как он стал просить у нас деньги (пусть игрушечные) за вход на кухню, мы похудели на время перестали с ним играть.

IMG_2627

- Сегодня я куплю у тебя  томагочи и рапиру.

Даниель оформляет на кассе покупку, а Саша спешит наложить вето.

- Опять он мои вещи продает! Это не томагочи, а моя сова!

Саша прижимает к груди игрушку, которую ему подарила добрая руководительница отдела безопасности в аэропорту г.Франкфурта, когда ей пришлось изъять у Саши из ручной клади два игрушечных пистолета (подробнее об этом можно прочитатьздесь).

- Конечно, Саша! Она к нам прилетела вместе с рапирой, чтобы показывать, что нужно убрать.

IMG_2625Летаю по комнате и жалю рапирой лежащие на полу вещи детей. Они бегают за мной и убирают. Саша вошел в раж, притащил резиновую змею и стал бросать ее на каждое место, которое, по его мнению, требовало уборки. Когда змея случайно приземлилась в унитаз, я решила прекратить балаган.

Настроение вечером двоякое. Вроде жаловаться совершенно нет причин.  Если опустить все тонкости, цель эксперимента достигнута — в доме чисто и уборка идет с хорошим настроением. Но я уверена, что в мое отсутствие дети про уборку и не вспомнят, а значит, навык не выработан, пусть и заложено позитивное к нему отношение.

Продлеваю эксперимент на еще одну неделю – хочу посмотреть, что будет, если  оставить детей без меня.

 

Четверг

В начале недели убирать много было не нужно, а с мелочами я мы справлялись быстро без совы. В среду я встречалась с подружкой – прекрасный повод проверить любовь детей к уборке. Попросила их перед уходом убрать с пола бумажные самолетики. Утром обнаруживаю, что все лежит, как лежало.

- Дети, я просила вас вчера убрать бумажные самолетики с пола, — говорю я спокойно за завтраком.

- Да, но у нас их так много, что они не влезают в коробку.

- Выкиньте смятые или возьмите вторую коробку.

Второй вариант приходится им по душе, и самолетики исчезают с пола не только в гостиной, но и в детской.

- Мама, — докладывает Даниель с зеленой помощницей в руках, — сова все облетела — все в порядке!

Я улыбаюсь. Все-таки не напрасно я ее купила!

 

Воскресенье

После выходных с детьми всегда есть, что убрать.

-       Ребятки, давайте поднимем лишние вещи с пола, — говорю я.

-       Я не могу, — отвечает Саша, — меня шмель в ногу укусил.

Действительно, сегодня утром Саша наступил на шмеля. Ладно, обойдемся силами мужа и Даниеля.

-       А я морским свинкам меняю подстилку, — парирует муж.

-       А я папе помогу, — подхватывает Даниель и идет рвать бумагу для подстилки.

Хм, убираться самой – это не то, на что я надеялась, начиная эксперимент. Ненависти к уборке в детях нет, но и большого энтузиазма тоже не появилось. Даниеля труднее всего вдохновить. Убираться он совсем не любит, исключение — менять с мужем подстилку у морских свинок. Но почему? Наверное, потому что муж никогда его не заставлял. Сам всегда делал, потому что ему это действительно нравится. Даниель проникся этим чувством и всегда видел результат своих усилий – гору бумажек и счастливых морских свинок. Плюс похвала от папы имеет особый вес. Да и делать что-то приятное вместе — это всегда здорово. Дети считывают наши эмоции и любят потом то, что любим мы. А я, должна признаться, убираться не люблю, во всяком случае одна. Поэтому дожидаюсь, пока уборка в клетке морских свинок закончена и прошу всех помочь мне. Дети не шевелятся.

- А ну-ка быстро все помогли маме! – командует муж. – Это и тебя, раненый боец, касается. Три часа по  бассейну бегать — нога не болела, а как убираться — ходить не могу.

IMG_2626Дети подскакивают, как морские свинки, когда они пугаются громкого звука, — за пять минут все убрано, пол пропылесосен. Даниель подходит ко мне с совой-томагочи и говорит, что если она красная, то что-то не убрано, а если белая, то все в порядке. Сова — белая:) Но действительно ли все в порядке?

По окончании двух недель эксперимента “Как научить ребенка порядку”, я  в  легком недоумении. Как же действовать дальше? Большой эффективности позитивный подход не показывает. Но другого выхода, кроме как  продолжать убираться вместе и с удовольствием, я не вижу. Стараться подключать позитивные эмоции, ну а если не получается, на крайний случай есть сова папа:)

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рекомендую ещё почитать:

12 комментариев к записи “Как научить ребенка порядку. Отчет об эксперименте”

  1. Елена Довгаль
    http://copydovgal.ru

    По опыту с моими детьми и детишками участниц моего тренинга — игровой элемент работает, нужно только менять игры, придумывать новые на ходу, чтобы внести разнообразие в процесс. Если дети любят соревноваться (обычно мальчики это обожают), то хорошо бы в арсенал игр добавить “Кто быстрее соберет?”, “Кто аккуратнее?” (заранее надо обсудить условия игры, что будет считаться аккуратным и т.д., чтобы не было конфликтов).

    Не стоит оставлять детей во время уборки и заниматься своими делами — она им быстро наскучит, лучше убирать вместе с ними (хотя в 7-8 лет наступает время прятания сокровищ и ребенок может стремиться убирать только сам, лучше ему это позволить)))).
    И конечно важен собственный пример -если ребенок не видит, что мама наводит порядок, то и у него желания поубирать не возникнет. + важно, чтобы дети знали место каждой вещи, тогда они не будут теряться, что куда класть.

    Советую время от времени часть игрушек спрятать в недоступное для них место, а потом достать — элемент новизны включается и ежедневной уборки меньше

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Лена, большое спасибо за столь подробный комментарий. По-моему, я на правильном пути:)

      Ответить
  2. Ирина

    Мария, интересный эксперимент. С детками часто бывает все непредсказуемо. Я уже с этим смирилась и каждый раз, когда затеваю что-то новое, спрашиваю себя “А что будет, если все пойдет не по моему плану?“ Со временем ответ сократился почти до одного слова “Ничего!“ Ничего страшного, ведь это только мои желания. И даже если дочки что-то подхватывают, а потом угасают, то ничего страшного и насколько мне самой все это нужно. Так было уже много раз, и все, что не получалось прижить искусственно по моему желанию, потом все-таки находило место в нашей жизни, правда немного в “урезанном“ виде — так, чтобы и мне было от этого нововведения хорошо, и чтобы близкие не пострадали. Например, совместное изучение-игры на английском или та же уборка, недавно детский сад (и в этом году история повторяется уже втрой раз, я очень надеюсь, что дочке все-таки понравится и она будет ходить) и т.д. Сейчас обдумываю, как мне уйти из детской спальни, чтобы дочки спали всю ночь по своим кроваткам.

    Наш эксперимент на прошлой неделе вроде бы удался. И если бы не этот проект, я бы не отметила для себя его результатов. Я хотела выработать в себе привычку ценить то, что есть, радоваться каждому дню и в конце дня обсуждать с дочками, что хорошего сегодня произошло. В итоге сегодня уже втрой день, как старшая дочь начинает перед сном сама вспонимать, каким был день. И еще один плюсик — вновь она начала рассказывать, как крепко она любит всех домочадцев, порой делает это на английском. Мне кажется, что нам всем это идет на пользу.
    На счет планов на следущую неделю я еще не определилась…
    Мария, у меня втзник вопрос: позитивное родительство — что входит в это понятие? Отсутсвие негативных эмоций? но без них невозможно. Их сдерживание? или экологичное выражение? Фокус на позитиве? Игнорирование негатива? Или просто воспитание без криков и шлепков? Что допустимо? (понятное дело, в идеале, ни то, ни другое не допустимы)
    Как ты будешь дальше поступать, когда дети не будут слушаться и прибираться, а все способы влияния исчерпаны? Как быть в случае демонтсративного игнорирования одним ребенком правил, которые уже принял и выполняет другой ребеенок? как не скатиться к угрозам или “подкупам“ (вот сделаешь это, получишь то-то, а может эта “конфетка“ и не сильно то и нужна ребенку…)
    Мне нравятся твои статьи — они основаны на научных выкладках и как живой водой наполнены реальными примерами.

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Ирина, спасибо за столь подробный комментарий и комплименты. Очень рада результатам вашего эксперимента. Через неделю я подведу промежуточные итоги марафона и предложу варианты для последних экспериментов.
      Насчет позитивного родительства — интересный термин, хотя я его вроде даже не употребляла, но суть я поняла. Если брать за основу термин “позитивный” от позитивной психологии, то там ни в коем случае не подразумевается наличие только позитивных эмоций. Основная цель позитивной психологии — это помочь человеку найти пути к собственному счастью. Точно также и в случае с позитивным родительством. Поэтому я и назвала марафон “счастливая мама”. Счастливая мама — это, прежде всего, мама из реальной жизни, а не с картинки. А такая мама, конечно, испытывает негативные эмоции, но она умеет ими управлять так, чтобы позитивных все равно оставалось больше, чтобы в итоге ощущение от жизни с детьми было позитивным.
      Воспитание ребенка — процесс непростой и эмоциональный. Другим он быть и не может, ведь ребенок именно на эмоциональном уровне понимает, что можно, а что нельзя, что родители одобряют, а что нет, куда можно двигаться, а где остановиться. Именно поэтому я придаю позитивному методу такое значение в важных для дальнейшего развития ребенка сферах. Потому что можно привычкой родителей испытывать раздражение или гнев прилепить “негативную” эмоциональную валентность (нелюбовь) к тому, что на самом деле надо развивать в ребенке. И он туда не пойдет. Но есть случаи, где не обойтись без негативных эмоций. Например, библейские заповеди, уважение к взрослым. Само собой многое из этого не появляется, приходится прививать, воспитывать. И здесь каждый родитель сам выбирает: отругать, наказать, шлепнуть по попе. По-моему, доктор Комаровский говорил, что он сам предпочитал, чтобы его шлепнули, а не мучили долгими нотациями:) Я, когда приходится воспитывать детей негативными эмоциями, отношусь к ним философски — главное, чтобы они научились, сделали для себя выводы. При этом, чем лучше развито мышление ребенка, тем меньше нужно эмоций. И самое важное — вечером закончить всем вместе в любви и гармонии. Это самое важное.

      Ответить
  3. Ирина

    Да, Мария, речь шла о позитивной психологии и таком же подходе к воспитанию детей. Спасибо за ответ.
    Я заметила по себе, что начинаю повышать голос в случаях, если мои просьбы/требования не выполняются после неоднократного повторения. И мне казалось, что мой гнев почти что святой. Но увидела, как тренер в бассейне своей трехлетней дочери повторяет одно и то же очень доброжелательным голосом не то, чтобы три раза (обычно, после трех повторов я взрываюсь), а вообще повторяет, пока малышка все-таки ее не услышит. Для меня это стало вообще потрясением. Но и девочка сама очень спокойная и, если просит что-то, “канючит“, то делает это тоже очень спокойно, без непредсказуемых выпадов. Думаю, что такое поведение обеих связано не только с их терпением и любовью друг к другу, но еще и с темпераментом.
    Другой пример “стальных нервов“ был во время отдыха в Черногории. Малыш во время капризов бросился на землю, кричит, что-то требует. Мама же не повышая голоса, спокойно встала так, чтобы прохожие его не задели, и ждала, пока ребенок не накричится. Я представила такую ситуацию в России: мама бы со стыда сгорела, а прохожие сердобольные подливали масло в огонь: останавливались бы и поучали и малыша, и маму. Не хотелось бы мне оказаться в такой ситуации.
    Судя по всему, счастье мамы в бОльшей степени зависит от здоровья детей и взаимоотношения с ними. Хотя вопросы расстановки приоритетов и ценностей очень индивидуальны, и счастье мамы не у всех зависит от послушания детей.
    По нашей семье знаю, что старшая дочка хоть и может сама прибрать игрушки и за собой, и за младшей сестрой, но охотнее она делает это, если видит, что мы с младшей тоже убираемся. Я для себя нашла однозначное подкрепление о необходимости мне самой полюбить эту пресловутую уборку (и уборку игрушек, и уборку посуды, в целом уборки дома), чтобы у моих дочек закрепилось, что уборка — это все-таки хорошо.

    Ответить
    • Мария Хайнц

      В следующих постах будет больше информации о том, как управлять эмоциями.

      Ответить
  4. Серафима
    http://www.mamasblog.ru

    Интересные идеи. Сегодня купила Вашу книгу, она полна позитива! Спасибо!

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Вас спасибо! Приятного чтения!

      Ответить
  5. Элина
    http://philosoff.net/

    Мария, какая гениальная и одновременно простая мысль превратить уборку в игру! Беру на заметку. :)

    Ответить
  6. Инна
    http://articlemen.com/

    Интересный эксперимент и его результаты. Хорошая идея ограничивать время уборки таймером.

    Ответить
  7. Екатерина
    http://maminsvet.ru

    О, у меня любимый прием летающий пакет или коробка, в которую не так то просто убрать игрушки, а еще дети обожают превращаться в роботов сборщиков игрушек, главное нажать нужную кнопочку включения робота ;) У нас главная проблема уборки это теснота, некоторые вещи просто физически некуда убрать, мечтаю о жилье по просторнее. Ваша сова очаровательна! Идею с таймером использую часто, у нас песочные часы были, кто успеет одеться, умыться, решить примеры. У нас проблема с деланием уроков, процесс растягивается на несколько часов, может посадить сову следить за процессом, а то я начинаю звереть от слишком долгого выполнения заданий, может у совы нервы покрепче :)

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Точно поможет, не сова, так что-нибудь другое. Если меня что-то регулярно раздражает, то я меняю дело в сути — просто уменьшаю свое присутствие в процессе. Например, нравилось читать детям перед сном, но не нравилось лежать, пока они засыпали — перестала это делать и все наладилось. Если они балуются во время еды, я доедаю и ухожу. Они одни себя лучше ведут.

      Ответить

Добавить комментарий

*Оставляя комментарий, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца