Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Как перестать кричать на ребенка и сделать взаимодействие с ним более эффективным и позитивным?

Автор: | Рубрика: Тренинги и встречи

Bildschirmfoto 2019-04-05 um 10.28.53Вчера прошел вебинар на тему «Как перестать кричать на ребенка и сделать взаимодействие с ним более эффективным и позитивным».

О чем мы говорили?

О том, что когда родители повышают голос на ребенка, сердятся на них, обижаются, они, как правило, не хотят ничего плохого. Мы все так или иначе стремимся к благополучию: ребенка, своему собственному или своей семьи. И, если, допустим, ребенок не делает то, о чем мы просим, о чем мы с ним договорились, испытывать негативные эмоции по этому поводу – естественная реакция мамы и папы. Это совершенно нормально. Но если крик, обиды, а порой и силовое воздействие (физическое или психическое) становятся нормой, если это случается каждый день, то движение к благополучию меняет свой вектор движения на противоположное.

Даже если нам кажется, что прикрикнуть на ребенка, шлепнуть по попе приносит быстрые и эффективные результаты, то в долгосрочной перспективе получаются обратные результаты. Один из первых специалистов в позитивном родительстве Лэтэм в своей книге «Сила позитивного родительства»(Latham, 1994) написал, что быстрые эффекты принуждения не ведут к долгосрочным плюсам воспитания. Принуждение ведет к краткосрочному подчинению при долгосрочных потерях.

О каких долгосрочных потерях мы говорим?

 

Со стороны родителей

  • У родителей портится настроение.
  • Тратится энергия, которой у родителей не так и много.
  • Позже энергии не хватает на позитивное общение и дела.
  • Родитель начинает воспринимать общение с ребенком как тяжелую, неприятную обязанность и будет пытаться избежать его (чем более чувствительный родитель, тем сильнее).
  • Если «убежать» невозможно, возникает ощущение «несвободы» и постоянного внутреннего конфликта.
  • Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Родители рассматривают наказание как универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и социализацию ребенка.

 

Со стороны детей

  • У ребенка также портится настроение.
  • Ребенок чувствует себя обиженным, противодействует (чем чувствительнее ребенок, тем сильнее) или копит напряжение в себе, что ведет позже к психосоматическим проявлениям (тики, например).
  • Ребенок усваивает данные модели поведения и в будущем аналогично общается с родителями, сверстниками и в своей семье.
  • Дети обычно чувствуют, если родители не хотят проводить с ними время, и начинают привлекать внимание любыми методами, в том числе негативными.

Что самое интересное – такой стиль общения по-разному воздействует на разных детей и родителей. Есть стрессоустойчивые люди, а есть чувствительные, нестрессоустойчивые. Так вот первые достаточно легко справляются с негативными методами воздействия. Это те, кто выживают и процветают несмотря ни на что (их около 30%). А есть более чувствительные люди, которых даже один серьезный конфликт в день (в неделю, в месяц) может вогнать в депрессию.

Bildschirmfoto 2019-04-05 um 09.43.14

На вебинаре я привела научно подтвержденные данные о том, к каким последствиям приводят разные стили воспитания и о преимуществах позитивных методик воспитания.

 

А что же такое – позитивные методы воспитания?

В первую очередь, это те, которые ведут наших детей и нас, родителей, в направлении благополучия, оптимального развития, реализации заложенного в нас потенциала. При этом этот путь сопровождается преимущественного позитивными эмоциями. Негативные эмоции также не отрицаются. Они – часть нашей жизни, но в позитивных методах мы стараемся делать акцент на позитивных эмоциях так, чтобы их было на порядок больше, чем негативных.

То есть, к примеру, метод, когда родители бесконтрольно дают ребенку сладкое и ребенок от этого рад (и родители рады, что ребенок отстал) – не является позитивным, несмотря на то, что эмоции все испытывают позитивные. Движение здесь идет явно в сторону неблагополучия, так как избыток сахара негативно влияет на здоровье, фигуру и самооценку.

 

Почему же родители повышают голос и используют так часто негативные методы?

Так почему же родители, осознавая, что негативные методы воздействия ухудшают как отношения с ребенком, так и портят настроение им самим, все-таки пользуются ими с завидной регулярностью? Все потому, что как только у нас появляются дети, в голове активируются программы, которыми пользовались наши родители. Ведь других нам никто не заложил.

И если наши родители кричали, поднимали руку, говорили, что если ребенок не слушается, то надо показать ему ремень, то и для нас этим методы становятся реальностью. Все это подкрепляется установкой «нас так воспитывали, и ничего, выросли хорошими людьми». Но все ли так очевидно?

Раньше задача родителей была непростой и однозначной – поставить ребенка на ноги: накормить, одеть, отправить в институт или дать другую профессию, чтобы мог зарабатывать деньги. То есть – выживание было основной целью.

Сегодня родители хотят больше, да и современное общество уже далеко отошло от простого «существования».  Благополучие, счастье, самореализация – это новые задачи родителей, и внутри их кроется много всего.

На вебинаре мы попытались вместе определить, на что именно нужно обращать внимание при воспитании, если мы хотим, чтобы  наши дети были счастливыми, и мы тоже.

 

На что нужно обращать внимание в воспитании ребенка, чтобы он вырос счастливым и благополучным?

Возможно вы удивитесь, но все научные модели благополучия (Селигман, Риф) и предпринимательское сообщество (Безручко П. (2018) Компетенции неясного будущего Harvard Business Review) едины в одном критерии для благополучия в будущем -  социальные компетенции, в том числе умение строить позитивные отношения. Раньше это было не так важно. Прикрикнули на ребенка – и он сделал. Но на работе с такими методами ни сегодня, ни в будущем далеко не уедешь. Фирмы (Google, Facebook и другие) все больше внимания уделяют позитивным методам общения, работе в командах, умении создавать позитивные эмоции в общении с другими. Зачем? Да потому что в такой атмосфере люди, в соответствии с новыми исследованиями, более креативны, им не нужно тратить энергию на самозащиту, они тратят её на создание нового.

Bildschirmfoto 2019-04-05 um 10.19.32

Да и если не заглядывать так далеко. Что мы ищем в семье? Единения, любви, спокойствия. Но зачастую просто не знаем, как этого достичь. Каким методами. Мы не знаем альтернативы. Нам их никогда не преподавали.

Альтернативой являются позитивные методики. Это собирательный термин, который позволяет нам попробовать другое. Здесь есть общие основы, но нет единых вариантов поведения. Их выбирает каждый родитель сам применительно к своей ситуации и своим детям.

 

Пример

Например, когда-то мои дети жаловались, что не хотят ездить в школу на автобусе. Ныли несколько дней. Хотели, чтобы я их возила на машине. Негативным вариантом было бы прикрикнуть на них и сказать, что они неблагодарные существа: их бесплатно в школу на автобусе возят, им не нужно ходить пешком, а они еще и жалуются. Но я пошла другим путем. В библиотеке я видела фильм о самой длинной дороге в школу. Там рассказывалось о том, как дети по 20 километров в любую погоду ходят в школу. После этого фильма дети не жаловались. И даже радовались, что им по пути не нужно бояться, что на них нападут слоны или другие африканские «друзья».

У каждого из нас в этой ситуации мог бы быть свой вариант. Его поиск – это креативный путь каждого родителя.

Bildschirmfoto 2019-04-05 um 10.19.00

 

Хотите научиться позитивным методам?

На нашем онлайн-тренинге, который стартует в воскресенье, 7 апреля, мы предлагаем за 4 недели изучить и внедрить в своей семье 4 основных позитивных метода. Какие именно и что они дают?

  1. Позитивная дисциплина – даёт возможность установить границы и поддерживать их преимущественно позитивными методами
  2. Позитивная мотивация – даёт возможность родителям при необходимости мотивировать ребенка позитивными методами
  3. Коучинговый стиль общения – позволяет научиться общаться с ребенком мягко, учитывая его интересы, недирективно, обучая одновременно и его такому стилю общения
  4. Позитивные установки – позволяет применять базовые установки нашего мышления, которые ведут к более благополучной и счастливой жизни наших детей (оптимизм, установка на рост, умение ошибаться и др.)

 

Предложение, которое действует еще 24 часа – пакет «Участника» по цене пакета «Слушатель». Более подробная информация по ссылке.

 

Здесь вы можете посмотреть вебинар целиком

 

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рекомендую ещё почитать:

Добавить комментарий

*Оставляя комментарий, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца