Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Марафон “Эмоциональный интеллект”. Поехали!

Автор: | Рубрика: Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллектВпервые, когда я подумала о том, что в школе и университете нам явно чего-то недодают для того, чтобы стать успешным и счастливым человеком, я поняла, когда мне в руки попала первая книжка по лайф-менеджменту. “Ну надо же! Можно ставить цели! Не плыть по течению! Давать самому направление своей жизни!”

А потом были книги по продуктивности, общению, разным направлениям психологии, управлению эмоциями, стрессом, позитивной психологии и так далее. И каждый раз я думала: это же так важно! Ну почему я ничего из этого не знала раньше?! Умение достижения целей по шажкам, слушать собственные чувства и других, уметь их расшифровывать пригодились мне потом гораздо больше в жизни, чем логарифмы и формулы из физики, по которым определяется место падения бомбы, сброшеной с самолета. Я даже если я сейчас знаю, что бомба приземляется под самолетом, если он летит с той же скоростью и не меняет направления, то знание это мне в моем жизненном процветании не сыграло никакую роль. Зато практика активного, конструктивного ответа — очень даже.  И несмотря на то, что я уже многое знаю и умею, развиваться в этом направлении можно также бесконечно, как и в обычном интеллекте. Но чему бы я хотела научить своих детей, усовершенствовать в себе , привнести в семью, в первую очередь? Когда временные и энергетические ресурсы ограничены? Чтобы определить это, я позволю нужно сделать небольшой экскурс в структуру нашего мозга.
1c42072a0a1c792284e3cc68ec046f11

Три части нашего мозга: “рептильная”, “эмоциональная” и “думающая”.

Американский нейролог Пол Маклин выдвинул теорию и привел доказательства того, что человеческий мозг состоит из трех слоев, каждый из которых соответствует определенному этапу в эволюции человека.

  1. Первый слой – рептильный мозг. Он руководит инстинктами — самосохранения и продолжения рода, а также прочими функциями, связанными с выживанием.
  2. Рептильный мозг окружен лимбической системой, которую он назвал “мозг млекопитающего“. Его функции эмоциональные и познавательные.
  3. Самый новый отдел мозга — это неокортекс, или “мыслящий мозг”. Он анализирует сообщения от органов чувств, и отвечает за память, интеллект, речевую деятельность и сознание.

Работа этих трех отделов реализуется по-разному (лимбическая система реагирует, к примеру, быстрее, чем наш неокортекс) и координация работы между ними неидеальна. Из-за этого мы можем почувствовать страх быстрее, чем поняли почему это произошло. Поэтому мы полны противоречий – нужно идти делать доклад (неокортекс), а нам хочется убежать (лимбическая система); дома есть хорошая жена (неокортекс), но какой-то части мозга на это наплевать (это рептильная — она думает о важности размножения!); твоя работа дает хороший заработок (неокортекс), а делать хочется совсем другого (тут пока можно только предполагать, какая часть мозга нас тянет к собственным способностям и талантам, — если мы это чувствуем, то, наверное, тоже лимбическая система)!
В детстве и молодости мы, по большей части, занимаемся осознанным развитием неокортекса. Его работа более понятна: учи себе, открывай, зарабатывай. А что делать с эмоциональной, лимбической системой и уж тем более с мозгом рептилии? Поначалу мы пытаемся игнорировать эмоции или запрещать их. Но такого обращения эмоции не любят. От этого они только усиливаются. Поначалу многие люди бояться даже прикоснуться к своим эмоциям, управлению ими. Некоторые из них кажутся  настолько глубокими, что управлять ими даже не стоит учиться! Хочется просто чувствовать, жить, наслаждаться. И пока все получается само собой — наверное, и не стоит мешать себе. Но когда что-то не получается, когда система перестает работать, как хотелось бы? Тогда, шаг за шагом, можно познакомиться с нашей эмоциональной системой, как она работает, как взаимодействует с неокортексом, изучить, как с ней можно “договариваться”.

Что такое “эмоциональный интеллект”?

Сегодня все, что связано с искусством управления эмоциями, относят к EQ – эмоциональному интеллекту. Понятие это стало популярным после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Понятие EQ ввели американские ученые Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году и назвали им умение человека осознавать свои эмоции и управлять ими так, чтобы содействовать мышлению, интеллектуальному, духовному и иному жизненному росту.
Дэниел Гоулман в своей книге приводит огромное количество примеров, когда человек принимает решения или совершает поступки, влияющие на всю его жизнь под влиянием эмоций, а не интеллекта. Это могут быть и самые ужасные преступления, совершенные в порыве гнева, и привычка сбрасывать эмоциональный негатив на членов семьи, что в итоге может привести к ее распаду. Эмоции влияют на принятие нами решений, точнее, именно они руководят ими. Поэтому наши решения очень часто нерациональны.
С чего начать, если мы хотим повысить уровень своего эмоционального интеллекта? Какова его структура?

С чего начать если мы хотим повысить уровень эмоционального интеллекта?

Если на заре изучения эмоционального интеллекта речь шла о том, чтобы уметь воспринимать свои и чужие эмоции (распознавать их по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу, свои – по внутренним ощущениям), понимать их причины, использовать их для стимуляции мышления и также управлять ими (модель Майера и Саловея, 1997), то сегодня модель значительно расширилась.

К примеру, Рувен Бар-Он (англ. Reuven Bar-On) представил в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада) модель, состоящую из 15 элементов (см. Википедия “Эмоциональный интеллект”):

  1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
  2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
  3. Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
  4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
  5. Эмпатия – это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
  6. Социальная ответственность – способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
  7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
  8. Стрессоустойчивость – способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
  9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
  10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
  11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
  12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
  13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
  14. Оптимизм – способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
  15. Счастье/ Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Любой элемент из этого списка – неплохое начало для тренировки эмоционального интеллекта. В моем марафоне я буду обращаться к этому списку, добавляя или отказываясь от чего-то, по своему усмотрению, в зависимости от того,  что я считаю необходимым улучшить.
В этом месяце я решила взяться за стрессоустойчивость. В нашем турбулентном мире – это очень важное качество. На следующей неделе я напишу, как сегодня тренируют стрессоустойчивость и какой способ тренировки я выбрала для себя и нашей семьи.

С уважением,
Мария Хайнц

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

Рекомендую ещё почитать:

4 комментариев к записи “Марафон “Эмоциональный интеллект”. Поехали!”

  1. Нина

    Очень все понятно. *OK*

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Спасибо;)

      Ответить
  2. Ирина См

    Мария, спасибо! Хорошее начало — стрессоустойчивость. Интересно, существуют ли специальные методы воспитания стрессоустойчивсти у детей-дошкольников? У нас в сентябре 1 класс, и мне бы хотелось помочь дочке (домашней, несадиковской) этот новый этап пережить максимально мягко.

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Как раз пробую в этом разобраться. У меня тоже два школьника:) В следующем посте напишу.

      Ответить

Добавить комментарий

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца

    наталия(1)