Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Не цель, а путь. Последние штрихи к марафону “Счастливая мама”

Автор: | Рубрика: Счастливая мама

emozionalniy_intellekt_rebenkaДорогие мои читательницы и читатели! Подходит к концу мой марафон «Счастливая мама». На его протяжении я многое открыла и многому научилась. В первую очередь, осознала, что есть мое материнское счастье. Осознала не сразу. Можно сказать, что осознание – оно никогда не заканчивается. Дети растут, появляются новые вызовы, которым нужно соответствовать, думать, как не просто пройти с ними путь, а пройти его с улыбкой на губах и счастьем в сердце. Не цель, а путь. Счастливая мама – это не цель, а путь. Путь рядом с ребенком. И пока этот путь не кончается, у нас есть возможность быть счастливыми матерями. Каждый день. Даже если не все получилось сегодня, каждый день есть новая возможность. Все предыдущие эксперименты в очередной раз показали мне, насколько сильно счастье зависит от нас, от нашей установки и нашей мудрости.

Думая о последних экспериментах, которые могут позволить мне (и очень надеюсь, через мой пример вам) более глубоко осознать материнское счастье, я натолкнулась на одну замечательную книгу, изданную в издательстве «МИФ» «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»  Джона Готтмана и Джоан Деклер – да-да того самого Джона Готтмана, который написал лучшую, по моему мнению, книгу о супружеских отношениях. Я тут же прочитала книгу и поняла, что именно эмоционального интеллекта не хватало  в моей схеме счастья. Кратенько поясню, почему.

У эмоционального интеллекта много определений, но в последнее время учеными ему присваивается не меньшее значение, чем обычному интеллекту (IQ). Если бы у нас был только IQ, мы были бы роботами, не смогли бы принимать решения. Люди, у которых по причине операций или несчастных случаев отсутствует эмоциональный интеллект, не могут даже выбрать, из какой чашки попить с утра кофе, зато прекрасно складывают числа. Эмоциональный интеллект заключается в умении понимать эмоциональные истоки своих действий и других людей, управлять эмоциями для повышения собственной эффективности и качества жизни. Думаю, что это именно то, что в нашей жизни с детьми играет огромную роль.

Если несемейным еще как-то можно обойтись без знаний о том, как работает наша эмоциональная система, то в семье без нее просто никак. И самое сложное для родителей – ни в одной школе не учат, как управлять гневом, тревогами, страхом, что твоего ребенка не украдет желтый клоун (мне это однажды приснилось – меня потом муж долго успокаивал и дети полдня клялись, что никогда никуда не пойдут с желтым клоуном:) Никто нас не учит тому, как реагировать на истерики малыша, его слезы, выражения типа “Несправедливо, конечно, что Саша старше и в этом году идет в школу, а я только в следующем, но, по крайней мере, он раньше умрет” или “Как у меня животик болит. В садик нельзя ребенка в таком состоянии отводить”.

Все мы знаем, как умножить одно число на другое с помощью калькулятора, но далеко не все имеют представление о том, как перестать кричать на ребенка и, самое главное, нужно ли это. Мне лично очень понравилась на эту тему цитата Аристотеля: «Всякий может разгневаться — это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.” Ею открывается книга Дэниела Гоулмана “Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ“, с которой началось шествие по планете эмоционального интеллекта. Я думаю, что в нашем марафоне нельзя обойти молчанием эту тему.

Поэтому в рамках последней части марафона я решила провести еще четыре эксперимента. Один из них будет посвящен изучению нашей семьей эмоционального интеллекта. Еще один – социальному интеллекту (умению детей общаться с другими людьми). Четвертый будет итоговым, когда я постараюсь жить учитывая все то, что составляет мое материнское счастье.

Ну а еще один эксперимент — третий, я хотела попросить, чтобы предложили вы. Если есть какая-то тема, которую, по вашему мнению, я упустила в марафоне, предложите и я попробую учесть ее в третьем эксперименте. Когда-то я уже так делала. Одна из читательниц (Татьяна) предложила в течение энного отрезка времени называть все так, как нам хочется чтобы было. К примеру, детей не маленькими разбойниками, а к примеру послушными заиньками, ну или что-то в этом духе и из этого получился отличный эксперимент “Как назовешь, так и поплывет“. Большое спасибо зарнее за ваши предложения!

Задание для участниц марафона на следующую неделю

Очень надеюсь, что на следующей неделе вы присоединитесь ко мне в изучении вопроса эмоционального интеллекта и попробуете особое внимание уделять пониманию своих эмоций во взаимодействии с ребенком и самого ребенка. Понятно, что тема необъятная. Может быть, для начала вам удастся сконцентрироваться на первых двух секундах после эмоционального эпизода (когда ребенок что-то пролил или вас не послушался). Попробуйте именно эти две секунды не реагировать, а наблюдать за эмоцией, возникшей внутри вас (сосчитайте 1… 2…), а только потом уже говорить или совершать другие действия.

С уважением,

Мария Хайнц

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рекомендую ещё почитать:

5 комментариев к записи “Не цель, а путь. Последние штрихи к марафону “Счастливая мама””

  1. Ирина

    да, Мария, я поддерживаю идею отслеживания своих эмоций. И для меня важным является научить своих девочек умению не только чувствовать, но и распознавать свои эмоции и управлять ими. Конечно, я понимаю, что это “высокая“ цель и за неделю я ее не достигну. Зато прочувствую, каково это самой следить за своими взрывами гнева или раздражения.
    Мария, как продолжается в вашей семье практика приучения детей к порядку?

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Ирина, спасибо за поддержку! Практика приучения детей к порядку идет хорошо. Если я напоминаю, то дети убирают. БОльшой радости не проявляют, но и не отказываются. Получается примерно, как в садике — я за ними специально наблюдала. Там они делают, даже если не хочется. Тоже полезное качество для жизни:)

      Ответить
      • Ирна

        Спасибо. Здорово подмечено: умение делать что-то, даже если не хочется.

        Ответить
  2. Екатерина
    http://maminsvet.ru

    Мария, я выпала из участия в марафоне, у нас гостила мама мужа с внуком 4 лет. Почувствовала себя мамой 4 мальчиков, старших приходилось нейтрализовывать телевизором, младших разводить по разным углам однокомнатной квартиры и при этом контролировать не только свои эмоции, но и свекрови, так как к вечеру она начинала сердиться. Чувство гнева часто начинается с усталости и раздражения. При первой же возможности приобрету рекомендованную вами книгу, тема эмоций давно меня привлекает. Меня восхищает ваше умение жить осознанно, спасибо вам за ваш опыт и статьи!

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Екатерина, спасибо за добрые слова! Мы — молодец! Столько детей в небольшой квартире! Это отдельное искусство, подвластное редким женщинам. Я помню, как вы ловко обходились с малышкой на семинаре. А то, что без гнева не обходится, мне кажется, надо это принять, как данность. После этого он сам уходит.

      Ответить

Добавить комментарий

*Оставляя комментарий, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца

    Ольга(1)
    Ольга(1)