Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Позитивная психология в детском саду. Необычный эксперимент.

Автор: | Рубрика: Позитивная психология
IMG_1370
В рамках программы “Позитивная психология“, которую я веду в Институте практической психологии ВШЭ я даю слушателям задание провести эксперимент по внедрению методик позитивной психологии на работе и составить по нему отчет. Людмила Каминская реализовала свой эксперимент по усилению сильных сторон личности в совершенно необычном месте — детском саду. Еще более необычными получились результаты. Её уникальным опытом мне захотелось поделиться на страницах моего блога с вами. Людмила уже около 6 лет работает в сфере образования и психологии развития детей и взрослых. Почти  4 года тому назад она воплотила в жизнь свою мечту — основала детский сад, бережный и внимательный к детской природе. Здесь и начался её эксперимент… Причем еще задолго до нашей программы… Слово Людмиле:)“Ровно год, как в детском саду, которым я руковожу, воспитание 24 сильных сторон характера и добродетелей (согласно книге «Сильные черты характера и добродетели. Справочник и классификация» проф. М.Селигмана и проф. К.Петерсона,) наряду с атмосферой, способствующей формированию ощущения счастья, являются ориентиром и долгосрочной целью нашей работы с детьми и родителями.С детьми дошкольного возраста бесполезно работать на прямую для воспитания определенных качеств – они подражают взрослым и таким образом перенимают наши модели поведения, а вслед за ними — и ментальные установки. Конечно же, самой образовательной программой мы также предусмотрели целенаправленные педагогические действия в рамках «Сильных сторон», но это скорее для того, чтобы познакомить детей с названиями сильных сторон, закрепить навык узнавать их в собственных проявлениях и действиях других людей. Так, например, мы говорим с детьми о чертах характера, читаем сказки и реальные истории из жизни, где герои ярко выражают те или иные добродетели, отмечаем в детях проявление положительных качеств, создаем игровые ситуации, где дети стремятся проявлять сильные черты. В целом каждая неделя у нас в саду посвящена какой-то сильной стороне характера.При этом я, как руководитель, поставила для себя задачу ввести развитие сильных сторон на уровне корпоративной культуры. О них мы говорим на педагогических советах и родительских встречах, большие глянцевые таблицы с классификацией Селигмана и Питерсона весят в холе каждой группы и моем кабинете. Весь персонал сада прошел обучение на специализированном тренинге «Образование, направленное на формирование ценностей и сильных сторон личности».  Я также постоянно обращаюсь к этой классификации, сверяя с ней собственные действия, ведь аутентичными для компании могут быть лишь те ценности, носителями которых является ее лидер.Bilingual_kid

Изменения на уровне ценностей и характера – это глубокая трансформация, которая требует не только и не сколько корпоративного влияния, сколько стремления и намеренной работы над собой каждого отдельного человека. Я это понимаю и не строю иллюзий по этому поводу. При этом я вижу, как мои коллеги постепенно «переопыляются» на уровне поведенческих и вербальных проявлений и это считаю уже большим достижением.

Если говорить про интервенции, развивающие конкретные сильные стороны личности, то для себя я определила по одной в рамках каждой добродетели. Именно их считаю одними из самых главных для людей, работающих с детьми:

 

1. Любовь к обучению (Мудрость). В качестве интервенции у нас введено обязательное правило беспрерывного корпоративного обучения. В среднем одна субботу в месяц у нас учебная (очное посещение тренингов, семинаров). Кроме того в этом году мы дистанционно учимся в русском отделении Института Ньюфелда (теория привязанности Ньюфелда) и каждый четверг закрепляем полученные знания  через разбор реальных кейсов из жизни нашего садика. Результат: чтение книг и обучение в нерабочее время  перестало шокировать людей, как это было раньше. Также мы отказались от услуг психолога, на сегодняшний день большинство воспитателей способны оказывать грамотное психологическое сопровождение своих воспитанников и консультировать по несложным вопросам родителей.

2. Честность, искренность, целостность (Отвага). Воспитатели прошли трехдневный тренинг по Ненасильственной коммуникации (ННК), а помощники воспитателей и административный персонал – однодневный тренинг. ННК учит ответственности за свои реакции, учит видеть свои неудовлетворенные потребности за негативными эмоциями, учит смотреть глубже и слышать между строк, чтобы понять, что каждое живое существо лишь стремится к счастью, выбирая наиболее проверенные и доступные для себя стратегии. После обучения корпоративное общение через язык ННК стал более искренним и сердечным. Люди начали видеть таких же чувствующих людей в своих коллегах.
3. Доброта, забота, бескорыстная любовь (Человечность). Мы уже дважды поводили игру «Тайный друг» среди персонала. Суть игры: каждый сотрудник случайным образом выбирает себе друга, о котором тайно заботится несколько месяцев. Забота может быть любого характера, от записок с пожеланиями удачного дня до подкладывания фруктовых перекусов в личные вещи друга:) Окончание игры происходит на корпоративном праздновании, где каждый рассказывает об эмоциях от оказанной и получаемой заботы и пытается угадать, кто же оказывал знаки внимания именно ему. Такое окончание у нас всегда сопровождается взаимными подарками, объятьями, откровениями. Это не только способствовало сближению людей, а также значительно повышает общий эмоциональный тон в коллективе.

 4. Командная работа (Справедливость). Все, что можно решить или сделать всем коллективом (всего у нас 23 сотрудника), мы делаем всем коллективом. Так было не всегда. Но сейчас сыграть какую-то роль в утреннике «чужой» группы или принять участие, например, уборщице в декорировании зала к празднику – это норма. Также наши педагогические советы часто проходят на пуфах-мешках в неформальной остановке, что способствует общности и беспристрастности.

 5. Саморегуляция  (Умеренность). Использования языка ННК, как уже было описано выше.

 6. Смысл жизни (Духовность). Работа с детьми звучит у нас всегда в контексте призвания, а не профессии. Когда мы решаем сложную задачу, я стремлюсь, чтобы воспитатели на нее посмотрели не точечно и близоруко, а с точки зрения влияния их взаимодействия с ребенком на формирование его мировоззрения, его отношения к себе и к миру. Мы всегда говорим о том, что просто так к нам не приходит не один ребенок, да и «просто детей» у нас нет. Каждый из них пришел сюда со своей задачей, миссией, если хотите, а задача взрослых бережно поддержать ребенка на ЕГО пути.

Результаты таких интервенций на уровне всей компании не так легко оценить. Это лишь ощущается по качеству общения между взрослыми и взрослыми и детьми, по атмосфере, которая царит в саду, по уровню проблем и вопросов, которые подымаются в коллективе, по выражению лиц и тону голоса людей.

Гораздо легче увидеть повышение уровня вовлеченности конкретных сотрудников, когда предлагаешь им проявиться в том, что им нравится. На собеседовании я всегда спрашиваю о мечтах кандидата и о том, чем бы он занимался просто для души, если бы вопрос финансов был закрыт. Иногда бывают неожиданные ответыJ Так наша тренер по йоге рисует и когда-то преподавала рисование в школе, поэтому сейчас она у нас ведет и йогу, и творчество, и индивидуальные уроки изобразительного искусства для отдельных родителей. При этом не знаю, кто больше кайфует – она или ее ученики!:)

Наша администратор, еще на собеседовании сказала, что любит оформлять фото-зоны и кенди-бары. Теперь не один праздник у нас не обходится без этих атрибутовJ Она настолько увлечена, что делает заготовки на выходных дома! Недавно она по собственной инициативе смастерила камин из пенопласта, поштукатурила, покрасила – и у нас был Новогодний камин на утреннике:)

Таких историй множество и все они подтверждают идею о том, что лучшая мотивация на работе – возможность творческого самовыражения через проявления своих способностей и сильных сторон”.

IMG_1370

Людмила живет на Украине. Сейчас живет мечтой работать с родителями, пробуждая их естественное осознанное позитивное родительство, а также продолжать делать свой вклад в трансформацию образовательной системы Украины в сторону гуманизации и психологизации педагогического процесса. Она верит, что благополучие общества начинается с благополучия детей. Ну а я могу добавить, что благополучие общества начинается и с таких людей, как Людмила, которые своими действиями показывают, что  позитивные изменения возможны везде — стоит только захотеть!

Людмила, большое спасибо!

С уважением,

Мария Хайнц

 

 

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рекомендую ещё почитать:

3 комментариев к записи “Позитивная психология в детском саду. Необычный эксперимент.”

  1. Ирина Игрич
    https://www.games-girll.com/

    У нас дочка не очень хочет в садик ходить. Так и не понятно до конца, то ли воспитатели не устраивают, то ли с детками не хочет находить общий язык.

    Ответить
  2. Надежда

    Цитирую: “Людмила живет на Украине. ”
    ГДЕ? не в Днепре случайно? я хочу водить детей к ней в садик!!!! у меня двое с разницей 1,8, старшему сейчас 2:)))

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Людмила живет в Киеве.

      Ответить

Добавить комментарий

*Оставляя комментарий, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее