Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Ребенок идет в садик

Автор: | Рубрика: Приобретение полезных привычек

Дорогие читатели! Если ваш ребенок скоро идет в садик или уже ходит, и вы хотите помочь ему адаптироваться, то этот пост для вас. Я по собственному опыту знаю, какое непростое время наступает для родителей, когда ребенок начинает ходить в детский садик, поэтому подамала, что эта тема — тема блога о счастье. Позвольте представить вам  Анну Быкову. Она – психолог, мама, жена, автор блога о воспитании и  книги «Детки в клетке в садике. Детский сад глазами воспитателя и психолога». После того, как я прочитала эту книгу, мне очень захотелось, чтобы побольше родителей узнали о том, как лучше подготовить ребенка к детскому саду, как адаптироваться всем членам семьи к новой ситуации. Если бы у меня в руках была такая книга, когда мои дети привыкали к садику, скольких слез бы удалось избежать! Даже сейчас, после того, как мои дети адаптировались, я выяснила для себя многие вопросы, которые не давали мне покоя: почему ребенок устраивает истерики после садика, почему после отпуска или болезни не хочет идти в садик, почему папы легче “расстаются” в садике с детьми, зачем нужен ритуал прощания. Именно поэтому я попросила Анну рассказать о тонкостях подготовки ребенка к садику и адаптации в этой статье.

Что самое главное в успешной адаптации ребенка к детскому саду?

Спокойная уверенность родителей. Дети считывают эмоции взрослых. И если мама сама очень тревожится, то она невольно эту тревогу транслирует ребенку.

Когда нужно начинать готовить ребенка к садику?

Есть мнение, что воспитание ребенка начинается за девять месяц до рождения его матери.  С подготовкой к садику примерно также. На успешность адаптации влияет, в том числе, и личный опыт родителей от посещения детского сада, когда они были детьми, и пережитый ими опыт разлуки с мамой, и их способность к адаптации и социальным контактам. Нет однозначных волшебных рекомендаций «За две недели до поступления в садик делайте так и ваш ребенок легко адаптируется» Но если идти за ребенком, учитывая его индивидуальные особенности, то можно адаптировать любого.  У меня адаптировались даже те дети, от которых отказались в частных садиках, назвав «несадичными»

Я бы сформулировала вопрос по-другому: «К чему готовить ребенка?» Готовить нужно не столько к садику, сколько к жизни в социуме.

Готовить надо:

  • К разлуке с мамой
  • К доверию другому взрослому человеку
  • К контактам с другими детьми
  • К выполнению указаний
  • К соблюдению правил
  • К необходимости ждать своей очереди
  • К необходимости заявлять о своих потребностях и просить о помощи

- все эти навыки пригодятся, даже если вы не отдадите ребенка в садик.

Как долго длится адаптация ребенка к садику и как она обычно проходит?

Адаптация может длиться от двух дней до года. Думаю, каждая мама знает адаптационные возможности своего малыша: насколько он консервативен, как реагирует на новизну и перемены, как быстро он привыкает к новым условиям, насколько легко сходится с новыми людьми  — исходя из этого, можно строить предположения, какой будет адаптация.

Мой старший сын адаптировался очень тяжело, с постоянными слезами и больничными, которые прекратились только спустя два года, когда мама, бросив преподавание в колледже, пришла работать воспитателем в детский сад. Мой младший сын адаптировался совершенно безболезненно, абсолютно без слез. Причем был опыт перехода после летнего отпуска  в другой садик и сразу на целый день – тоже легко и без слез. Другой ребенок с другими адаптационными способностями? Может быть… Только между адаптацией к садику старшего и адаптацией младшего  прошло шесть лет, за которые я приобрела ценный опыт работы воспитателем, адаптировала около сотни детей, выучилась на психолога, написала и защитила выпускную работу на тему «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению» Я поняла, какие ошибки допустила при адаптации старшего и избежала их при адаптации младшего. Как этих ошибок избежать, я рассказала в своей книге.

Когда родители приходят в садик, они часто не знают, как оставлять ребенка. Какого алгоритма придерживаться?

Я бы предложила следующую схему:

1.            Приходить с мамой на вечернюю прогулку. Именно на вечернюю, когда за другими детьми приходят родители. Во-первых, остальные дети уже знают, что скоро за ними тоже придут родители, и спокойно воспринимают чужую маму на участке. Во-вторых, новичок видит, что за всеми, кто находится в садике, приходят родители. Это наблюдение помогает справиться со страхом быть оставленным в садике навсегда.

2.            На 5-10 минут оставить ребенка с воспитателем на участке («Мама сходит в туалет и быстро вернется») – это только после того, как малыш пошел на контакт с воспитателем.

3.            Вечерняя прогулка. С воспитателем на участке на полчаса. Как правило, половину детей к тому времени уже забрали, у воспитателя есть возможность уделить новичку больше внимания.

4.            Зайти вечером с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка, что завтра утром он придет сюда поиграть.

5.            Утром привести ребенка до завтрака. Желательно одним из первых, чтобы у воспитателя была возможность уделить малышу персональное внимание. Объяснить, что мама придет к нему на прогулку.  Быть где-то поблизости, чтобы при необходимости забрать ребенка в течение получаса после звонка воспитателя — на случай длительного непрекращающегося плача.

6.            На второй день опять приводим утром. В зависимости от прошлого дня, можно опять прийти за ребенком на прогулку либо забрать уже после обеда

7.            Несколько дней забирать после обеда. Если все нормально – оставляем на сон. «Все нормально» — это значит, ребенок не плачет все время пребывания в садике, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед (хотя бы компот с хлебом)

8.            1-2 раза забираем малыша сразу после сна

9.            Оставляем ребенка в садике до вечера.

Как вы понимаете, вариант примерный, идеализированный. Схема может быть совершенно другой, потому что зависит от множества факторов.

1.            От внутреннего режима садика (например, не во всех садиках детей водят на вечернюю прогулку).

2.            От количества воспитателей, работающих на группе. Может быть один воспитатель, а может быть два, и тогда ребенку нужно привыкать к двум новым людям.

3.            От сроков выхода на работу мамы. Часто бывает, что у мамы есть только два дня на адаптацию. Больше она не может забирать ребенка раньше, чем после ужина. Тогда сразу в группу и до обеда.

4.            Зависит от адаптационных возможностей ребенка. Редко, но бывает, что дети в первый же день сами просят оставить их в садике до вечера, потому что тут интересно

Если ребенок при прощании начал плакать и цепляться за маму (папу, бабушку), что делать?

Отцеплять со спокойной уверенностью. Передавать на руки воспитателю. А дальше уже воспитатель обнимает, гладит, уговаривает до успокоения. Половина детей при прощании цепляется за маму. Некоторые из них еще и агрессивно пинаются. У меня в свое время была разработана технология, как ласково взять на руки сопротивляющегося ребенка, зафиксировав его ноги, чтобы он не настучал по моему беременному животу.

Ребенок очень маленький, например, полугодовалый, и его нужно отдать в ясельки, как его готовить? Или как готовиться к этому родителям?

Я бы не рискнула. В этом  возрасте очень нужна мама или хотя бы няня, которая будет достаточно много времени проводить с малышом, держа его на руках, обнимая, поглаживая, разговаривая с ним. Но если есть такая жизненная потребность, то пусть хотя бы не более трех малышей на одного ухаживающего взрослого. И пусть будет не резкое погружение малыша в новую среду, совпадающее с отрывом от груди. А  для родителей важна позиция осознанной необходимости.

Если ребенок в течение дня ведет себя хорошо, спокойно, а как только приходят родители, начинает истерику? Чем это можно объяснить и как себя вести?

Здесь возможны разные варианты. Ребенок уже адаптирован, ему действительно хорошо и спокойно, но он умеет манипулировать родителями, закатывая истерику. Был у меня в группе такой малыш, вымогающий себе каждый день с помощью истерики новую игрушку.

Бывает по-другому. Ребенок еще не адаптирован. Он внешне спокоен,  послушен, «удобен», но это просто зажатость, подавленность. А когда приходят родные люди, ребенок позволяет себе расслабиться и дать волю накопившемуся напряжению.

Может быть, ребенок к вечеру просто устал.

После болезни или отпуска ребенок не хочет идти в садик. Как облегчить в этом случае адаптацию?

Помогает позиция осознанной необходимости. Хочется или не хочется, но идти надо, потому что маме надо на работу. Помогает прием «переключение на позитив»: «А зато, когда я за тобой приду, мы пойдем …» — и пообещать что-то интересное.  Это важно, чтобы что-то интересное вместе с родителями было у ребенка, когда он здоров и ходит в садик. Часто бывает наоборот: когда ребенок с мамой на больничном, они целый день что-то вместе делают, а когда выходит в садик, то маме становится не до ребенка.  И ребенок решает для себя, что болеть выгодно, так как больше внимания  — психосоматическая причина частых простуд. Пусть на больничном будет чуть-чуть скучно. Скучнее, чем когда ребенок ходит в садик. И, находясь, на больничном, старайтесь не терять эмоциональную связь с садиком. Каждый день вспоминайте про садик что-то хорошее. Можно рисовать картинку, которую принесете в подарок воспитателю. Можно читать интересную книжку и обсуждать, как будет здорово принести ее в садик, чтобы воспитатель прочитала всем детям. Можно изготовить кормушку для птиц, чтобы потом повесить на участке детского сада. Можно сшить из старого маминого халата куклу, которую ребенок будет брать с собой в садик и спать с ней в тихий час. Почему из маминого халата? Потому что будет успокаивающая ассоциация с мамой. Кукла будет «кусочком дома». Только ни в коем случае не угрожайте садиком. Сама приходила в ужас от высказываний некоторых мам, когда лежала со своим ребенком в больнице. «Не будешь пить лекарство, врач из больницы выгонит, и пойдешь в садик!» «Опять ничего не ест… Ничего, скоро в садик пойдет. Там есть заставят!» Если хотите, чтобы ребенок любил садик, не позволяйте себе подобных негативных высказываний.

Если вы хотите поподробнее узнать об этих и других вопросах адаптации ребенка к садику и подготовке ребенка к детскому саду, вы можете здесь приобрести  книгу Анны Быковой в электронном виде

Большое спасибо Анне за полезную информацию!

А для тех, кто ищет детский сад или ясли в Израиле (мишпахтон в Ришоне), обращайтесь в теремок

P.S.: Большая просьба поделиться этой статьей с другими мамами - нажмите, пожалуйста, на одну из социальных сетей ниже. Спасибо!

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

Рекомендую ещё почитать:

12 комментариев к записи “Ребенок идет в садик”

  1. Елена Довгаль
    http://copydovgal.ru

    Интересная статья, придает уверенности. У моей младшей не получилось пройти адаптацию в саду “без потерь”, хоть и воспитатели были прекрасные — в ту же группу старшая дочка ходила с удовольствием.

    Сейчас младшая дома, ходим на развивающие занятия 3 раза в неделю по 1,5 часа и на бальные танцы дважды в неделю + гости часто — для социализации хватает, она стала увереннее в себе, охотнее с детками общается. Видимо, все же от темперамента и жизненных обстоятельств многое зависит…

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Да, согласна. Все дети разные. Если есть возможность развивать ребенка дома, то, я думаю, это замечательно:)

      Ответить
  2. Светлана
    http://www.rakneprigovor.ru/

    Для моей дочки трудности с адаптацией к садику были связаны прежде всего с болезнями. Я отдала ее в садик в 3 годика. Первый год, когда она “вышла из дома” в садик, постоянно болела, практически каждую вторую неделю. Даже пришлось прерывать садик и пережидать зиму дома.
    А психологически адаптировалась очень быстро.
    Перед отдачей в садик, я думала, что адаптация пройдет быстро, но детский организм, не привыкший к такому количеству микробов, которые приносят дети из дома, обломил мои планы *CRAZY*
    Во вторую зиму, то есть на второй год, уже меньше болеет дочурка.
    Очень полезная информация, спасибо!

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Я думаю, Светлана, что болезни — это тоже признак психологической адаптации. Ну и конечно, иммунитет вырабатывается. От болезней не уйдешь. У нас тоже младший первый год болел половину времени, а в этом году еще ни разу (тьфу,тьфу,тьфу:) Видимо, окончательно адаптировался:)

      Ответить
  3. Ольга Бардина
    http://vmeste-rastem.ru

    А разве можно находиться в саду вместе с ребенком? В обычных садах это разрешают?

    Кстати, по поводу адаптации к правилам (выполнению указаний). Мне кажется, у нас это самый больной вопрос. Сыну скоро 3, но в сад мы пока не собираемся. И приучить его следовать внешним правилам очень сложно. Он готов делать, что положено, если ему это нравится. Но если чуть не в настроении — сразу начинает такое своенравие проявлять, что уговорить просто невозможно. Даже наоборот: чем больше объясняешь, как надо и как не надо, тем больше делает все наоборот. Что с этим делать — пока не знаю. Или просто возраст?…

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Ольга, привет! Не знаю, как в российских детских садах, а у нас разрешают какое-то время побыть с ребенком в группе, пока он привыкает к новой обстановке. И по поводу привыкания к внешним правилам — мои дети тоже очень своенравные, но в коллективе ведут себя, как все дети. В группе они более послушные- не такие, как дома:) Если в садике все идут руки мыть, то и новенькие идут. А если не идут, то не получат еды:) Я кстати, когда мои дети привыкали к правилам, поймала эту волну и сделала жизнь дома также более упорядоченной. У вас тоже все получится. Не волнуйтесь!

      Ответить
    • Анна Быкова
      http://annabykova.ru

      Ольга, не скажу за все сады, внутренние правила могут различаться. Но в тех садах, где я работала, маме можно было находиться с ребенком на прогулке, а в группе нет.
      Во-первых это провоцирует на плач других малышей, так как они вспоминают о своей маме.
      Во-вторых, наличие в группе постороннего человека вносит психологический дискомфорт, нарушая привычный микроклимат группы. Маленькие дети очень чувствительны к изменениям.
      В-третьих это бессмысленно, Малышу незачем идти на контакт с чужим человеком, если рядом мама. А налаженный контакт с воспитателем — самое главное в процессе адаптации. Эффективней для адаптации 20 минут в группе без мамы, чем несколько часов в группе с мамой. В незнакомой обстановке вместе с мамой малышу и раньше приходилось бывать.

      Дети по-разному ведут себя дома с мамой и в детском саду. В саду, как правило, они более дисциплинированы, потому что есть еще влияние коллектива.

      Ответить
      • Елена Довгаль
        http://copydovgal.ru

        + санстанция не разрешает мама в группе находиться, максимум — на улице, и то, если заведующая не видит;)
        Насчет дисциплины — верно, положительные сдвиги наблюдала почти у всех.

        Ответить
        • Мария Хайнц

          Елена, спасибо за информацию. Не понимаю, что за глупость — эти правила санстанции. Дома же дети с мамами и папами:) В Германии в этом плане все спокойно (главное, не в уличной обуви проходить в группу). И в больницах тоже можно свободно проходить к пациентам, если у них нет какого-то особо опасного заболевания. Например, после родов ко мне любой человек мог зайти.

          Ответить
      • Мария Хайнц

        Анна, большое спасибо за пояснения и комментарии!

        Ответить
  4. Тамара Подлесная

    Мария и Анна,спасибо за ваши советы.У нас два сына разница между ними 1 год и два месяца.Совершенно два разных ребенка по темпераменту…..их уже сейчас видно.В сад собираемся идти в августе,думаем все будет хорошо…..Сначала старшего сына отдадим ему будет 2года и 5месяцев, затем младшего…..Чем ближе день,тем больше волнуюсь… :)

    Ответить
    • Мария Хайнц

      Тамара, спасибо за ваш комментарий. Думаю, Если прочитаете книгу Анны, вам будет намного легче с подготовкой. Я пока лучше книг на эту тему не читала.

      Ответить

Добавить комментарий

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца