Книги для тех, кто хочет научиться быть счастливым

Советы родителям первоклассников

Автор: | Рубрика: Задайте мне вопрос

Снимок экрана 2015-08-23 в 20.01.41Ребенок первый раз идет в школу, и родители, конечно, думают о том, как подготовить его, что сделать, чтобы ему было легче адаптироваться к новой ситуации, к новому коллективу. Беспокойство родителей вполне оправдано – во многом именно от позитивного начала зависит, будет ли ребенок с удовольствием ходить в школу и любить учиться. Факторов здесь, конечно, очень много: и школа, и учительница, и одноклассники, и природные способности ребенка, и кажется, на это совершенно невозможно повлиять. Но кое-что сделать родителям все-таки можно. В этой статье я изложила несколько советов, которые дают родителям первоклассников в Германии (где я живу и где в этом году пойдет в школу мой старший сын), а также решила обратиться к психологу, маме двух детей, Анне Быковой с просьбой разъяснить некоторые проблемные вопросы адаптации ребенка в школе. Она также является автором книги «Психологическая безопасность ребенка в школе”, которая вышла буквально к началу учебного года в издательстве “Феникс”.

Что советуют родителям первоклассников в Германии?

1. Настраивайте ребенка на учебу в школе исключительно позитивно. Избегайте таких выражений как «Сейчас начнется серьезная жизнь», «Это не в бирюльки тебе играть», «Как же тебе сложно будет в школе, если ты и пяти минут на месте усидеть не можешь». Ими вы прививаете ребенку страх и негативное отношение к школе. Гораздо лучше поддерживать первоклассника словами: «В школе будет интересно!», «Ты любишь спорт и животных? Там будет физкультура и природоведение», «Мне всегда нравилось учиться: узнавать каждый день что-то новое – это здорово!» Конечно, проблемы в школе могут возникнуть, но не нужно создавать их заранее.

2. Стоит ли делать с детьми домашние задания?  Конечно, дети бывают разные и к каждому нужен индивидуальный подход, но первое, что советуют здесь учителя – это дать ребенку возможность освоиться с этой обязанностью самостоятельно. Функция родителей должна сводиться к тому, чтобы обеспечить ребенку место и время, когда он может сделать домашние задания. А делать он должен сам. Знаю, многим родителям хочется заглянуть ребенку в тетрадь, проверить, что все хорошо сделано, чтобы оградить его от неприятностей в школе, но этим самым мы лишаем его гораздо большего – возможности стать более самостоятельным и ответственным. И еще одна опасность — родители быстро раздражаются, когда их ребенок что-то не понимает, не знают, как правильно это объяснить, поэтому могут “прилепить” к домашним заданиям негативные эмоции, что может сформировать в первокласснике нежелание их делать. Поэтому лучше сначала попробовать все устроить так, чтобы это была его сфера ответственности, а не ваша с ним.

3. Тренируйте в ребенке необходимые навыки самообслуживания – все то, что нужно ребенку, когда он остается без опеки родителей: одеться, обуться, сложить вещи, перейти дорогу, открыть и закрыть дверь дома. Если вы много раз сделаете это с ребенком, то к волнениями, связанным с самим процессом обучения не прибавятся тревоги по поводу, а как я доеду, а как я буду вставать утром, а как я буду переходить дорогу. Все это будет уже на автомате, если вы потренируетесь заранее.

4. Старайтесь выработать нужный режим заранее. Если ребенок привык ложиться и вставать поздно, а в школе нужно быть в 8 утра, только из-за недосыпа он сразу может невзлюбить школу. Я знаю, некоторые начинают менять режим за полгода (и в этом тоже есть смысл), но даже в оставшееся время неплохо потренироваться вставать вовремя.

5. Понаблюдайте, как ребенок справляется со школьной нагрузкой, прежде чем добавить к ней дополнительную (кружки, языки, секции).  Некоторые дети еще до начала школы ходят в различные кружки, секции, и они как раз стартуют с началом учебного года. Есть чувствительные дети, для которых такой большой инпут информации и эмоций будет перебором. Поэтому наблюдайте за своим ребенком и своевременно реагируйте.

 

Anna BykovaЭти советы дают немецкие учителя родителям первоклассников, а вот, что советует Анна Быкова, педагог, психолог, автор книги “Психологическая безопасность ребенка в школе”. Она любезно согласилась ответить на несколько моих вопросов.

1.       Чему нужно научить родителям ребенка, который первый раз идет в школу, чтобы ему было легко адаптироваться?

Легко адаптируются дети, обладающие определенными навыками самостоятельности:  переобуть сменную обувь, переодеться в физкультурную форму, быстро поесть и убрать за собой тарелку,  аккуратно сложить учебник и тетрадку на парте. Это мелочи, но от того, насколько быстро и качественно ребенок справляется с этими мелочами, зависит отношение к нему учителя и одноклассников.

Легко адаптируются дети, умеющие общаться со сверстниками, налаживать с ними дружеские связи, подчиняться обычаям детских групп.

Легко адаптируются дети, привыкшие слушать и выполнять указания взрослого, умеющие регулировать свое поведение, способные 40 минут сидеть на одном месте и выполнять неинтересное задание.

Легко адаптируются дети, имеющие хороший контакт с родителями. Это, пожалуй, самое важное: когда ребенок доверяет родителю, может своевременно обратиться к нему за помощью, советом. Очень важно быть для своего ребенка хорошим поддерживающим родителем – родителем, который сможет сглаживать недостатки всех других звеньев образовательной системы и поддерживать своего ребенка при любых обстоятельствах, обеспечивая ему психологический комфорт на этом жизненном этапе.

2.       Бывает так, что ребенок неохотно рассказывает о событиях в школе. Как вы советуете вести себя в таких ситуациях, особенно если интуиция подсказывает, что в школе происходит что-то неприятное.

Если вас что-то смущает в отношении ребенка к школе, попросите его нарисовать лесную школу, школу зверей. Рисунок расскажет, как ребенок воспринимает одноклассников и учителя. Ребенок, рисуя школу зверей, в сознании абстрагируется от реальной ситуации, но бессознательно рисует именно свои проблемы. На этом факте строятся все проективные диагностические тесты. Рассматривая рисунок ребенка, обратите внимание, кто учится в лесной школе – злые хищники или милые зайчики? Если хищники, то, вероятно, ребенок чувствует какую-то опасность от одноклассников. Попросите ребенка рассказать историю по рисунку. Это будет история про вашего ребенка в школе.

3.      Если ребенок столкнулся с моббингом? Как вести себя родителям?

В отношении школьной травли  мне привычней употреблять термин «буллинг». Если  излагать кратко и самую суть, то буллинг – это не проблема отдельно взятого ребенка, а проблема всего коллектива, а значит, для ее решения следует привлекать и классного руководителя, и администрацию школы, и родителей других детей. В здоровом коллективе буллинг не возникает.  При буллинге страдает не только непосредственная  жертва, но и свидетели. Свидетели часто живут в страхе, что завтра они сами могут оказаться на месте жертвы.  Буллинг, как болезнь коллектива,  легче предотвратить, чем вылечить. Даже если жертва уйдет из коллектива – не факт, что с ее уходом прекратится буллинг. Агрессор найдет новую жертву: раньше травили самого длинного, теперь будут травить самого полного. Поэтому важно заниматься профилактикой, формированием здорового, высоконравственного коллектива, и ключевую роль в этом могут сыграть родители, родительский комитет через организацию досуговых внешкольных мероприятий.

4.   Многие родители отдают детей в секции самообороны и самозащиты. Эффективно ли это для защиты от моббинга? Ведь в таком случае ребенок учится разрешать конфликты физическим способом.

Моббинг/буллинг – это не конфликт. При конфликте есть две стороны, есть точка пересечения их интересов, есть возможность найти компромисс, решение, удовлетворяющее обе стороны.  Буллинг – это  травля, это агрессоры и жертва.  Здесь чаще всего нет объективного пересечения интересов. Здесь только один интерес агрессора: продолжать травить жертву. Поэтому секции самообороны могут в чем-то помочь, но эффективным способом я бы это не назвала. Потому что агрессор может оказаться сильнее, потому что на стороне агрессора численное превосходство, потому что травля может быть исключительно психологической. Чем мальчику-подростку  поможет секция самообороны, если его высмеивают и обзывают все девочки класса?  Гипотетически на  месте жертвы буллинга может оказаться любой член коллектива, независимо от его личных качеств. Это не вопрос «чему бы научить ребенка», это вопрос уровня нравственного развития всех членов коллектива.

Большое спасибо Анне за ответы на вопросы. Ее книгу вы можете приобрести здесь.

Буду очень благодарна, если мамы, у которых дети ходят в школу, поделятся своим опытом, может быть, предостеречь от каких-то ошибок родителей будущих первокласников.

Заранее большое спасибо!

С уважением,

Мария Хайнц

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Рекомендую ещё почитать:

Добавить комментарий

*Оставляя комментарий, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Подписаться, не комментируя

    Обо мне

    

    Имя: Мария Хайнц
    Место жительства: Германия
    Семейный статус: замужем
    Дети: два маленьких разбойника
    По профессии: юрист, но…
    Подробнее

    Спасибо Вам огромное!
    Лучшие комментаторы месяца